Законодательство и практика использования средств массовой информации в выборном процессе

Рубрика: Новости

Практика освещения средствами массовой информации выборного процесса в Узбекистане является частью общей практики функционирования в стране печати, радио и телевидения. На этом направлении за годы независимости проведена большая и целенаправленная работа. Идёт процесс реализации демократических реформ, создана необходимая нормативно-правовая база, которая обеспечила целостное, инфраструктурное и свободное развитие СМИ, созданы условия для формирования конкурентной среды в сфере средств массовой информации, обеспечены гарантии свободы в выражении мнения, в получении и распространении информации.

Как показывает практика, ежегодно увеличивается количество СМИ, шаг за шагом расширяются права редакций и журналистов, т.е., в конечном счете, реализуется последовательная и продуманная политика неуклонной либерализации и демократизации средств массовой информации. Не будет ошибкой сказать, что в реальной практике в Узбекистане средства массовой информации выполняют вместе со всем народом единую общенародную задачу построения демократического правового общества.

В Узбекистане создана полноценная, реально функционирующая, плюралистическая система государственных и негосударственных средств массовой информации. К примеру, в настоящее время в республике существует 940 общественно-политических, литературно-художественных, рекламно-коммерческих и отраслевых печатных изданий, в том числе 648 государственных и 292 негосударственных. Это в три раза больше, чем было до независимости. Одновременно на территории страны действует около ста теле- и радиостанций, большая часть из которых является негосударственной.

Полноценное раскрытие особенностей сформированной в стране системы национального законодательства в сфере СМИ и в её взаимосвязи с общепринятыми международными демократическими принципами обеспечения открытости, гласности, транспарентности в организации и проведении выборов следует начать с оценки данной законодательной системы. Это - законы Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» (новая редакция была принята в январе 2007 года), «О принципах и гарантиях свободы информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста» (приняты с дополнениями и изменениями в декабре 2002 года). Как известно, за 74 года пребывания Узбекистана в составе бывшего Советского Союза в республике был принят только один закон «О средствах массовой информации», и это состоялось 14 июля 1991 года, то есть за полтора месяца до объявления независимости.

Всё это означает, что законодательство о средствах массовой информации в Узбекистане представляет собой действительно новую систему не только для населения или руководителей предприятий, учреждений и организаций, но и для самих журналистов. Разумеется, в течение 12 лет после принятия первых редакций данных законов шло их интенсивное усвоение самими журналистами и разъяснение гражданам страны, но, что эти законы полностью восприняты и освоены во всех деталях в практической журналистской деятельности, утверждать пока нельзя.

Полноценное использование средств массовой информации в выборном процессе является для журналистов серьёзной комплексной задачей. Тем более что ряд уточнений и конкретных рекомендаций в их работу вносит Центральная избирательная комиссия. Выборы – это борьба за власть, то есть за главный политический институт любого общества. Такая борьба, в силу высокой значимости конечной цели, может приобрести непредсказуемый характер как по объёму и форме, так и по неисчерпаемым внутренним вариациям. Отсюда можно сделать вполне логичный вывод о том, что главной задачей средств массовой информации является обеспечение подготовки и проведения выборов в представительные органы власти в атмосфере реальной свободы, гласности и честности. В результате СМИ, участвующие в избирательной кампании, на объективной и беспристрастной основе помогают партиям и кандидатам осуществлять свободное изложение своих взглядов и оценок, главных положений своих предвыборных программ и в конечном счёте гарантируют для каждого, кто нуждается в этом и имеет на это право, возможность равного доступа к средствам массовой информации.

В сентябре 2009 года ЦИК было утверждено «Положение о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты, политическими партиями при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Данное Положение убеждает нас в том, что в Узбекистане реализуются системные меры по обеспечению равных прав кандидатам в депутаты и политическим партиям в применении средств массовой информации.

Непосредственно практическая работа средств массовой информации осуществляется по ряду конкретных направлений. Среди них заслуживает внимания освещение трёх основных вопросов: 1) использование демократических принципов открытости, гласности и транспарентности проводимых выборов; 2) реализация программ по повышению правовой культуры участников избирательного процесса; 3) обеспечение роста политической активности граждан.

Место на полосах республиканских газет и журналов, время в радио и телевизионных выпусках тех средств массовой информации, которые принадлежат государству, предоставляются кандидатам и политическим партиям в равной мере и бесплатно. При этом телевизионные и радиовыступления должны приходиться на время прайм-тайма.

Дополнительно кандидатам предоставляется возможность платного выступления в тех же средствах массовой информации, но не более того времени, которое было определено как бесплатное. Предусмотрено также, что редакции не могут произвольно менять тиражи номеров и периодичность изданий при публикации предвыборных материалов тех или иных партий.

Закономерно может возникнуть вопрос – зачем такое регулирование? Раз кандидат или партия оплачивает – пусть агитирует, сколько угодно. Разберемся с этим вопросом в два этапа: во-первых, существующая практика, во-вторых – возможная практика.

Существующая практика. 1. Всем кандидатам в одних и тех же республиканских средствах массовой информации предоставляется равное время, площадь и возможности. Это нужно для того, чтобы широкий электорат узнал о том, что идут выборы в парламент страны. 2. Всем кандидатам в тех же самых средствах массовой информации предоставляется такое же равное время, площадь и возможность, но теперь уже для платного выступления. Таким образом, медийный потенциал каждого кандидата удваивается или, другими словами, у него в два раза повышается вероятность выйти на контакт с избирателями через средства массовой информации. Поскольку речь идёт о равной площади или эфире, то здесь есть элемент регулирования предвыборной агитации, никто этого не отрицает. Допустим, что данная предосторожность ЦИК была бы снята и средства массовой информации получили бы неограниченные возможности вести агитацию за деньги. Тогда возникла бы ситуация, которую мы назвали «возможной практикой».

Итак, возможная практика. Такая ситуация наблюдается в некоторых странах, и она ведёт к следующему. Те партии и кандидаты, которые имеют финансовое преимущество, резко выйдут вперёд. В свою очередь, остальные, недостаточно крепкие в финансовом отношении, но имеющие сильные социальные программы, окажутся в проигрыше. К тому же никто не даёт гарантии, что во время предвыборной гонки будут использованы только такие деньги, которые получены кандидатом или партией законным путём. Известно немало случаев, когда даже в таких опытных в выборных марафонах странах, как США, Германия и Япония использовались финансовые средства, поступившие из сомнительных источников. В глобальном плане здесь существует единая общая закономерность – нарушение предвыборных правил происходит в силу законов и психологии рынка. То есть, кто богаче, тот и сильнее. Поэтому, что бы ни говорили наши оппоненты, ЦИК Узбекистана делает очень правильно, что регулирует средства массовой информации таким образом, чтобы обеспечить их объективное участие в предвыборной агитации.

Что касается негосударственных средств массовой информации, то они также могут выделять место и время для политических партий и их кандидатов. Единственное условие здесь – чтобы оплата для всех партий была равная, без ущемления какой-либо из них.

В период расширения роли и возможностей участия в выборах институтов гражданского общества следует особо подчеркнуть место независимых средств массовой информации в обеспечении свободы выражения мнений и плюрализма взглядов в обществе. В нашей стране принимаются не только законодательные, но и организационные меры, направленные на поддержку и развитие деятельности негосударственных средств массовой информации, а также придание действенного характера участию в избирательных процессах таких негосударственных некоммерческих организации и творческих объединений, как Национальная ассоциация электронных средств массовой информации, Творческий союз журналистов Узбекистана, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана и других институтов гражданского общества, призванных содействовать гласности и транспарентности выборов.

Таким образом, средствам массовой информации отводится определяющая роль в доведении до общественности информации о начале избирательной кампании, решении о допуске политических партий к выборам, выдвижении кандидатов в депутаты, их регистрации, мероприятиях предвыборной агитации, встречах кандидатов с избирателями, ходе голосования и др. Все этапы избирательной кампании освещаются центральными и региональными средствами массовой информации, в том числе на пресс-конференциях Центральной избирательной комиссии для отечественных и зарубежных журналистов.

Шерзод ГУЛЯМОВ,
Председатель Творческого союза журналистов Узбекистана

Газета «Вечерний Ташкент», 24 ноября 2009 г.